Во все времена взрослые выбирают игрушки. Они были и остаются самым популярным товаром. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением обновок для ребят, но на самом деле, проблема выбора теперь стала гораздо труднее. Как же сориентироваться в этом разнообразии и выбрать правильную игрушку?

Нормальное развитие ребёнка невозможно без игры, а значит, без игрушек. Они являются для ребенка  той средой, которая позволят исследовать окружающий мир, развивать и реализовать творческие способности, выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя. Процесс выбора игрушек, как правило, стихийный: либо ребенку что-то приглянулось в магазине и родители решили ему угодить, либо они выбирают очередной подарок для малыша в соответствии с внешним видом, цветом и ценой. О таком критерии, как развивающий потенциал или забывают вовсе или полностью доверяют продавцам и производителям. Прилавки магазинов завалены однотипными, бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а полезных и важных почти нет. Такая ситуация негативно сказывается на качестве детской игры, а значит и на развитии детей. Выбирая игрушку, важно учитывать не только привлекательный внешний вид и санитарно-гигиенические свойства, но и её значение для развития ребёнка. Без определённых знаний здесь не обойтись.

    Следует подчеркнуть, что развитие ребёнка происходит в разных видах деятельности. Его самостоятельная и осмысленная активность в любой форме – это важнейший результат развития. Ведь у человека осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. А значит, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении её новых форм. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется характером игрового действия и его связью с задачами развития. Отдавая предпочтение какой-либо из игрушек, взрослые должны представить, что ребёнок будет с ней делать. Во всём разнообразии видов детской деятельности психологи выделяют две группы. В первую группу входят те, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми. Вторую группу составляют виды, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами. Исходя из этого, игрушки тоже делятся на две группы.

  В первую можно объединить всё то, что способствует социально-эмоциональному развитию. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные, куклы со всевозможной утварью. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами. К этой же группе можно отнести и транспортные игрушки.

   Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это всевозможные кубики, мозаики, пазлы, конструкторы, лото, домино.

  Такое разделение очень удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность. Для детей от 1 до 3 лет ведущей деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить размер и форму и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трёх лучше покупать игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, поэтому без игрушек первой группы здесь не обойтись.

   Нельзя забывать о полноценном физическом развитии ребёнка, поэтому для этих целей существует ещё одна группа игрушек: кегли, мячи, обручи и другое.

   Итак, выбирая игрушку для своего сына или дочки, нужно ориентироваться на возраст, а также стремиться к тому, чтобы в их распоряжении были игрушки всех видов, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности малыша.

    Возможность активного действия ребёнка зависит от многих качеств, например, от величины игрушки. Огромная мягкая игрушка, которую ребёнок не сможет даже поднять, послужит только украшением комнаты или подушкой. Большое значение имеют и технические качества. Если колечки пирамиды плохо надеваются, а колеса машинки прокручиваются с трудом, ребёнок не сможет осуществить с игрушкой нужное действие, хотя сама по себе она имеет развивающее значение.

Критерии отбора игрушек:

1)   Простота и доступность. Иногда кажется, что чем больше свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше. Казалось бы, что универсальная игрушка открывает для ребёнка множество возможностей, но это многообразие свойств только дезориентирует. Причём, полноценно выполнить все действия с игрушкой оказывается невозможным.

2)   Стимуляция активных действий. Для того, чтобы игрушка стимулировала активную детскую деятельность, она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям и быть увлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка – важнейшее требование к игрушке, которое и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения детей и родителей часто не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность деталей. У детей несколько другие приоритеты. Они могут выбрать ту или иную игрушку потому, что видели похожую у своих друзей или она похожа на знакомого сказочного героя. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней, малыш хочет скорей взять её в руки и начать игру.

Развивающая роль игрушки заключается не только в способности быть привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра -  это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и активности ребёнка. Если же в игре с предметом предполагается один и тот же способ употребления (заводная машинка), то игра будет просто упражнением, но не образовательной, активной, творческой деятельностью. Игрушки более простые и менее определённые допускают более широкий спектр действий. Материал игры должен быть достаточно простым и гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие игрушки как кубики, куклы, вкладыши, мячи, благодаря своей простоте, очень пластичны, допускают бесконечные усложнения и не могут наскучить ребёнку.

3)   Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и решению задач. Наличие не только загадки, но и подсказки вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребёнку ориентиры для его самостоятельной деятельности. Например, пирамидки, матрёшки, вкладыши сами подсказывают правильный способ действия. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости , наличие задачи и ориентиров для её решения – важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

4)   Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией .Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, безразличие, агрессивность.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной, а с другой – формирует эстетический вкус ребёнка.

Важный момент для оценки качества игрушки – её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются. Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому современность игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям дух своего времени, должны учитываться при оценке.

  Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. Традиционность игрушки является незаменимым средством воспитания и развития детей. И, конечно же, важно оценивать технические свойства игрушки, на первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Наконец, выбрав необходимую игрушку, играйте вместе с детьми!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Copyright MyCorp © 2017